Cтатья на тему: "Перспективы развития ЦБП"
Целлюлоза, как наиболее широко распространенный полимерный материал, является одним из важнейших полуфабрикатов, применяемых в бумажной, текстильной и химической промышленности.
Основным сырьем растительным для производства целлюлозы является древесина хвойных пород (ель, сосна, пихта) и лиственных (тополь, береза и другие). Широкое применение в производстве целлюлозы находят и одно-летние растения: соломы, ржи, пшеницы, риса и тростника. За рубежом целлюлозу получают также из травы бамбука. Целлюлозу можно получать и из таких не древесных видов как лен, хлопок, конопля, джут.
Рост технической оснащенности и совершенствования оборудования позволили значительно увеличить мировое производство целлюлозы. Со-гласно расчетам TAPPI мировое производство целлюлозы и картона к 2000 году возросло по сравнению с 1975 годом со 165 млн. тонн до 415 млн. тонн в год, в том числе в США до 150 млн. тонн, в Европе до 95 млн. тонн и в Рос-сии до 50 млн. тонн.
Бурное развитие целлюлозно-бумажной промышленности осуществляется в условиях научно-технического прогресса. Широкие исследования, проводимые учеными разных стран, способствуют внедрению новых прогрессивных способов производства целлюлозы и регенерации химикатов, со-зданию нового более совершенствованного высокопроизводительного оборудования, расширению сырьевой базы, повышению качества вырабатываемой продукции.
В настоящее время целлюлозно-бумажная промышленность является одной из ведущих в России и непосредственно влияет на экономику страны. Это прежде всего связано с тем, что Россия, а в особенности ее азиатская часть обладает огромными неисчерпаемыми ресурсами.
За последние несколько лет в целлюлозно-бумажной промышленности России совершила огромный прыжок вперед. Это произошло за счет того, что руководители целлюлозно-бумажной промышленности стали вести правильную политику и привлекать как зарубежных, так и отечественных инвесторов.
Российский рынок целлюлозно-бумажной продукции имеет неплохие возможности для развития в ближайшей перспективе. Наблюдается постоянно возрастающий спрос на продукцию ЦБП.
В структуре товарного производства преобладают товарная целлюлоза, тарный картон и газетная бумага. Экспортируется 80% производимой товарной целлюлозы и 66% газетной бумаги, в то время как более 1/3 потребления прочих видов бумаги и картона составляет импорт. Казалось бы, это напрямую свидетельствует о возможностях импортозамещения при организации данных производств в России. Однако существуют достаточно ограниченные возможности импортозамещения в некоторых секторах рынка целлюлозно-бумажной продукции. Причины этому следующие:
Рынок мелованной бумаги (за исключением легкомелованной) достаточно сильно сегментирован. Отдельному предприятию сложно сочетать в своей производственной программе разные виды мелованной бумаги (как по массе, так и по количеству наносимых покрытий). В Европе, как правило, мелованная бумага производится на небольших БДМ, при этом номенклатура выпускаемой бумаги ограничена некоторым диапазоном массы и количеством наносимых покрытий. Достаточно узкий сегмент рынка мелованной бумаги, с которой работает производитель, предъявляет высокие требования к системе организации продаж. Также следует отметить, что производство мелованной бумаги предполагает высокую квалификацию производственного персо-нала.
Достаточно обширен и сегмент легкомелованной бумаги (LWC). Рынок LWC в гораздо меньшей степени сегментирован, так как это в большинстве случаев стандартная бумага для журналов и каталогов с массой в диапазоне 50-80г/м2. Производство таких видов бумаги осуществляется на современных широких БДМ с встроенным клеильным прессом, позволяющим наносить, покрытие до 10г/м2. Другой важный момент при организации производства LWC - наличие в составе предприятия современного производства волокнистых полуфабрикатов (древ, масса, ТММ, ХТММ), так как в композиции LWC на них приходится 50-70%. Отсутствие реализации данного проекта в России связано с ограниченными техническими возможностями (от-дельная БДМ с клеильным прессом для производства LWC) существующих предприятий, которые работают в определенных сегментах рынка бумажной продукции и пока не готовы взять на себя все риски, связанные с диверсификацией производства вследствие пока еще недостаточно большой емкости внутреннего рынка LWC. Для успешной реализации такого проекта понадобится экспорт данной продукции в существенных объемах.
Рынок коробочного картона, в том числе мелованного, сегментирован в меньшей степени, чем рынок мелованной бумаги, однако среди картона он достаточно сегментирован. В развитых странах в сегменте коробочного кар-тона доля макулатурного картона составляет 60%, картона с добавлением древ. Массы -30%, чистоцеллюлозного картона - 10%. Такая структура потребления коробочного картона вполне объяснима, учитывая стремление потребителей снижать затраты на упаковку, а также политику, проводимую правительствами развитых стран, стимулирующих потребление макулатуры и развитие технологий изготовления картона из макулатуры.
Автор: Mino LaCotre
Одобрено. Министр Информации — Bencivenni Jimenez