⚓ Republic Navy • Основные морские термины и их понятия ⚓

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Niko Dequera

Без 5 минут Админ
Пользователь
Сообщения
537
Симпатии
149
Сервер
Sapphire
#1

ab5667a069fe05c30ec50c804ffcbb0d.png

В данной теме военнослужащие должны ознакомиться с морскими терминами, а также понимать их значения.





1563572152055.png
Авиано́сец — класс боевых кораблей, приспособленный для обслуживания и базирования авиационных групп в качестве мобильной авиабазы, действующей в открытом море. Основной ударной силой авианосца является базируемая на корабле палубная авиация, которая может иметь в своём составе и самолеты-носители ядерного оружия.

Аэрофинишер — устройство, состоящее из специального троса, натянутого поперёк посадочной палубы авианосца, за который зацепляется гак корабельного самолета. Концы троса намотаны на размещённые под палубой тормозные барабаны , которые проворачиваются против часовой стрелки под воздействием электромоторов или гидравлических агрегатов и тем самым дополнительно затормаживают приземлившийся самолет самолёта, благодаря чему пробег на посадке удаётся значительно уменьшить.

Аксиометр (греч. axis — ось, и metro — мера) — корабельный измерительный прибор, часть рулевого устройства, с кругом делений и стрелкой-указателем, видными снаружи.
Аксиометр указывает в градусах отклонение пера руля от диаметральной плоскости корабля (судна) в каждый момент времени. Аксиометр устанавливается, как правило, перед штурвалом и связывается электрической схемой с баллером руля.

Ангар (фр. hanghart ) корабельный — помещение на корабле для хранения, технического обслуживания и ремонта летательный аппаратов.

Анемо́метр, ветроме́р (от др.-греч. ἄνεμος — ветер и μετρέω — измеряю) — метеорологический прибор для измерения скорости ветра. Состоит из чашечной (или лопастной) вертушки, укреплённой на оси, которая соединена с измерительным механизмом. При возникновении воздушного потока ветер толкает чашечки, которые начинают крутиться вокруг оси.

Барбе́т (фр. barbette ) — защитное сооружение вокруг артиллерийского орудия.
Название происходит от французской фразы en barbette, обозначающей стрельбу из орудия поверх парапета, а не через амбразуру.
На корабле барбетом называется неподвижная открытая платформа для размещения вращающейся орудийной установки.
Первыми барбетную установку артиллерии на кораблях применили французы. За толстым броневым кольцом открыто устанавливалось одно или несколько орудий. Такие установки были легче башенных и давали надёжную защиту для механизмов наводки, которые располагались внутри кольца.
Начиная с эпохи броненосцев барбетом стали называть не только орудийную установку, но и цилиндрическую броневую защиту элеваторов подачи боезапаса из оружейного погреба.

Борт — боковая часть судна, состоит из наружной обшивки и подкрепляющего набора. Правый борт принято называть штирбортом (нидерл. stuurboord), левый борт — бакбортом (нидерл. bakboord), а часть борта выше верхней палубы фальшбортом.

Бро́чинг — резкие повороты (броски) яхты в наветренную сторону, не поддающиеся управлению.
Движения яхты в противоположном относительно крена направлении, вызванные несимметричностью корпуса, обычно являются причиной брочинга, чаще всего это происходит на курсах фордевинд и бакштаг. Если силу, возникшую в результате этих факторов, не удаётся компенсировать воздействием руля, то яхта уходит в брочинг.
Очень часто брочинг происходит при несении спинакера и большом дифференте на нос, из-за чего происходит прорыв воздуха под днище лодки в район пера руля и, как следствие, — потеря управляемости.

Водоизмещение корабля (судна) — количество воды, вытесненной подводной частью корпуса корабля (судна). Масса этого количества воды равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы. Различают объемное и массовое водоизмещение. По состоянию нагрузки корабля различают стандартное, нормальное, полное, наибольшее, порожнее водоизмещение. Для подводных лодок различают подводное водоизмещение и надводное водоизмещение.

Грот-мачта — судовая мачта, обычно вторая мачта, считая от носа судна. На двух- или трехмачтовых судах наиболее высокая мачта вне зависимости от её местоположения. На четырёх- и более мачтовых судах — вторая, третья и т. д. мачты между первой (фок-мачтой) и кормовой (бизань-мачтой). Во избежание путаницы при работе различаются порядковыми номерами («первая грот-мачта», «вторая грот-мачта» и т. д.), считая от носа к корме.

Гюйс (от нидерл. geus — гёз, нарицательное название носового флага морских гёзов) — носовой флаг корабля или судна, который наряду с государственным, гражданским или торговым флагом или военно-морским флагом обозначает государственную принадлежность кораблей и судов. Во флотах некоторых стран называется также "бушпритный флаг", так как первоначально поднимался на бушприте на специальном флагштоке, именуемом гюйсшток. В настоящее время поднимается на баке корабля.
Кроме того, в некоторых государствах гюйс поднимается на морских (приморских) крепостях и других береговых объектах, в связи с чем имеет в этих странах и второе наименование — "крепостной флаг" (флаг морских крепостей). В связи с этим гюйс имеет и еще одно, неофициальное, название, — "стояночный флаг", так как служит (в основном) для обозначения неподвижных военно-морских объектов (как соответствующих кораблей, так и крепостей.

Дагликс, даглист, дагликс-анкер (устар.) — постановочный или швартовый передний якорь. Висел по левому борту. Принадлежал к судовым якорям средних размеров.

Дрейф судна (от голландского слова drijven — плавать, гнать) — это смещение движущегося судна с линии заданного курса под воздействием ветра и волн. Также "дрейфом судна" называется перемещение судна при неработающем двигателе под влиянием ветра или течения (например, когда якорь "ползёт" по грунту).Дрейф судна характеризуется углом между линией пути и линией истинного курса, для измерения этой величины применяется дрейфомер. Дрейф судна учитывают при счислении пути судна.Чтобы дрейфующее судно было ориентировано носом против ветра, применяется плавучий якорь. Плавучий якорь внешне выглядит как парашют, аналогичен по принципу действия, изготавливается из ткани. Спускается за борт и закрепляется на канате на носу судна.
Термин "лечь в дрейф", означает — удерживать судно на месте, компенсируя действие ветра и волн с помощью двигателя, парусов, плавучего якоря и других специальных методов и приспособлений.

Изоба́та — изолиния на географической карте или плане, соединяющая точки одинаковых глубин водоёма (озера, моря). Часто области между соседними изобатами окрашены в те или иные оттенки синего цвета, причём более светлые области соответствуют меньшим глубинам. Точка отсчёта глубины выбирается в зависимости от типа водоёма:
для бесприливных морей ноль — это средний уровень моря;
для морей с приливами и отливами за нулевой уровень берётся минимальный уровень воды (при максимальном отливе);
для озёр, рек, прочих изолированных водоёмов точкой отсчёта служит условный ноль, определяемый по футштоку.

Иллюмина́тор (от лат. illuminator — осветитель) — застекленное окно на судне. Имеет круглую или прямоугольную форму, глухое или открывающееся, с водонепроницаемыми крышками или без них. Служит для доступа в судовые помещения света и воздуха.

Каземат (франц. casemate - комната с толстыми стенами) — бронированное закрытое помещение на крупном военном корабле для установки артиллерийских орудий, хранения боеприпасов и защиты личного состава от поражения огнем противника. Каземат оборудовались корабли постройки главным образом 2-й половины XIX - начала XX веков. На современных боевых кораблях каземат отсутствует и вся артиллерия размещается в башенных, палубно-башенных и палубных установках.

Камбуз (нидерл. kombuis) — помещение на судне, соответствующим образом оборудованное и предназначенное для приготовления пищи (кухня). В зависимости от размера судна размещается в отдельном помещении или представляет собой выделенный участок бо́льшего пространства.

Килева́ние (от слова «киль») — наклон судна с целью осмотра и ремонта его подводной части. Килевание производится до появления киля над водой. Разновидностью килевания является кренгование — наклон судна без выхода киля из воды, применяемый для чистки подводной части от обрастаний: ракушек и т. п., и для мелкого ремонта обшивки корпуса. Килевание (протаскивание под килем) — в эпоху парусных судов наказание, заключавшееся в протаскивании человека при помощи подкильных концов с борта на борт под днищем корабля. Килевание часто приводило к смерти наказуемого и считалось равноценным смертной казни. Такой вид казни применялся еще древнегреческими пиратами.

Корма́ — задняя часть корпуса корабля (судна) начинающаяся от ахтерпиковой переборки и заканчивающаяся ахтерштевнем или транцем при его наличии, подразделяется на надводную и подводную части. Форма подводной части кормы в определённой мере влияет на управляемость судна и сопротивление воды его движению.

Кубрик (нидерл. koebrug) — жилое помещение для всей команды корабля или его части. В кубриках традиционно размещался матросский состав, в то время как офицеры обеспечивались каютами. Во времена парусного флота кубриком именовалась нижняя палуба, где команда располагалась для сна, сначала прямо на палубе, затем в подвесных койках. В настоящее время кубрики практически исчезли на судах гражданского флота, но являются обычными для военных кораблей.

Курс судна — угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на север (N, норд). Измеряется в градусах по часовой стрелке от 0° (т. н. «чистый норд») до 359°. До середины XIX в. было принято измерение в румбах от 0 (норд, N) по часовой стрелке до 31 (норд-тен-вест, NbW).

Льяло — водосток в нижней части трюма на стальных судах, образованный крайним междудонным листом и наружной обшивкой. В льяла стекает вода, образующаяся при отпотевании внутренней поверхности бортов, просачивающаяся через швы наружной обшивки и т. п. Из льял вода откачивается насосами и по трубам осушительной системы удаляется за борт; обычно льяла закрывают крышками.

Лацпорт — морской термин, обозначающий вырез во внешней обшивке судна для проведения грузовых операций, приёма и выпуска шлангов, кабелей, буксировочных тросов. Лацпортом также называют водонепроницаемое закрытие такого выреза в виде герметически задраиваемых дверей различной конструкции.
До начала XX века этот термин использовался в более узком значении как закрывающийся грузовой порт на корме некоторых типов судов.

Марс — площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и краспицам.
На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей как правило устанавливалось ограждение (леера) и во время боя могли размещаться стрелки. С появлением систем управления артиллерийским огнем на марсах стали размещать дальномерные и прожекторные посты.

Морска́я ми́ля — единица измерения расстояния, применяемая в мореплавании и авиации.
Первоначально морская миля определялась как длина дуги большого круга на поверхности земного шара размером в одну угловую минуту. Таким образом, перемещение на одну морскую милю вдоль меридиана примерно соответствует изменению географических координат на одну минуту широты.
По современному определению, международная морская миля равна ровно 1852 метрам.

Обводы корпуса корабля (судна) — внешние очертания корпуса корабля (судна). Задаются теоретическим чертежом корабля при проектировании и зависят от назначения корабля, его размеров, скорости, района плавания, автономности и др. В значительной степени определяют сопротивление воды его движению, всхожесть на волну, остойчивость, заливаемость, управляемость, условия работы движителей и другие качества корабля.
Различают обводы водоизмещающих кораблей и судов (крейсера, эсминцы, подводные лодки, сухогрузы, танкеры и др), глиссирующих судов и катеров, кораблей и судов на подводных крыльях и на воздушной по душке. Оптимальность обводов корпуса определяется в процессе модельных испытаний.
Для численной характеристики обводов корпуса используют соотношения главных размещений судна и коэффициенты полноты. Иногда обводы корпуса характеризуют словесно: полные обводы - у судов с большими коэффициентами полноты площадей шпангоутов и ватерлиний, острые обводы - у судов с малыми коэффициентами полноты, упрощенные обводы - с использованием в поверхности корпуса большого числа плоских участков и др.

Осадка (англ. Draft), в военном и гражданском кораблестроении — это глубина погружения корабля или судна в воду.
Для измерения осадки на корпусе корабля наносятся марки углубления. В большинстве флотов мира марки углубления наносятся по вертикали от концевых точек прямой линии киля до главной ватерлинии с обоих бортов судна. В англо-саксонских странах (но не только в них) долей марки является фут.
Для судов с большой осадкой затруднён, либо невозможен вход в мелководные районы моря, гавани, порта, а также в устья рек.

Палуба (также дек) — горизонтальное перекрытие из настила и набора (бимсов, карлингсов и др.) в корпусе (надстройках) корабля (судна), опирающееся на борта, переборки и пиллерсы (при их наличии); разделяет внутреннее пространство корпуса корабля на помещения по вертикали.

Рубка (нидерл. roef — каюта) — закрытое сооружение специального назначения на палубе надводного судна или на палубе надстройки. Имеет ширину, которая явственно меньше ширины корпуса судна. Предназначена для размещения командных пунктов и боевых постов, систем и приборов управления кораблём, оружием и техническими средствами корабля. В зависимости от назначения различают следующие рубки: боевую, ходовую, рулевую, штурманскую, гидроакустическую, радиорубку, камбузную и др.

Самолётоподъемник (или элеватор) - устройство типа подъемной платформы, транспортирующее самолёты из ангара на полётную палубу авианесущего корабля и обратно. Различают центральные самолётоподъемники, размещенные непосредственно на линии взлета или посадки (как правило, их использовали на авианосцах времен Второй Мировой Войны) и бортовые самолётоподъемники, которые смещены к борту корабля и не мешают при подъеме или спуске одних самолетов производить взлетно-посадочные операции с другими самолетами. Для приведения самолётоподъемников в действие используются электромоторы или гидравлическая система.

Стапель — сооружение для постройки судна и спуска его на воду. Существует два вида стапеля поперечный и продольный.

Твиндек — междупалубное пространство внутри корпуса судна между двумя палубами или между палубой и платформой. При наличии трех палуб различают верхний и нижний твиндеки, при большем количестве палуб — верхний твиндек, второй твиндек, третий твиндек и далее, сверху вниз. Твиндек служит для размещения грузов или пассажиров и экипажа. Иногда твиндеком называют грузовое или производственное помещение на судне, расположенное между двумя палубами и предназначенное для определённых целей, — например, рефрижераторный твиндек.

Трап (англ. ladder), (нидерл. trap) — любого типа стационарная судовая лестница для сообщения между помещениями, отсеками, палубами судна и судном и берегом, а также переносные гибкие лестницы из растительного или синтетического троса.

Узел — единица скорости судна, равная одной морской миле в час. По международному определению, один узел равен 1,852 км/ч (1 морская миля в час) или 0,514 м/с. Эта единица измерения является внесистемной, но допускается для использования наряду с единицами СИ.

Фальшборт — ограждение по краям наружной палубы судна, представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды. Конструкция делается из дерева или стальных листов с подпирающим набором (в зависимости из какого материала строилось плавучее средство. Аналогичную конструкцию в носовой оконечности называют «козырьком» или козырьком фальшборта.

Фок-мачта — первая, считая от носа к корме, мачта на судне с двумя или более мачтами.

Форпик — помещение в носовой части судна между форштевнем и первой («таранной») переборкой, крайний носовой отсек судна. Обычно служит для размещения грузов или водяного балласта.

Штирборт — правый борт судна. На штирборте судно несет зеленый огонь, а на бакборте — красный.
Термин штирборт берёт начало из истоков судоходства. До того как на суда стали устанавливать руль по центру, они управлялись при помощи специального рулевого весла. Это весло держал рулевой, стоявший на корме судна. Однако большинство моряков были правшами. Это означало, что рулевое весло (которое было шире обычного для лучшего управления) прикреплялось к правой части судна. Слово starboard (steerboard) происходит от староанглийского слова steorbord, что буквально означает сторону, по которой судно управляется.

Ют (от нидерл. hut) — кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы. Ют, частично утопленный в корпус судна, называется полуютом.

Авторство: Sakuta Azusagawa




1563572152055.png
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.