[IC] Scientific and Practical Center of the State of San - Fierro • Этапы научного исследования в медицине и здравоохранении

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

kio awe♡

Пользователь
Сообщения
1,937
Реакции
3,539
Баллы
360
Доброго времени суток уважаемые коллеги. В данном разделе вы можете ознакомится с этапами правильно проведения научного исследования.

НАУКА – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности.
Задачи науки:
1. Сбор, описание, анализ и объяснение фактов
2. Объяснение сущности явлений и процессов
3. Обнаружение законов движения природы, общества, мышления
4. Прогнозирование явлений и процессов
5. Систематизация полученных знаний
6. Установление способов практического использования полученных знаний

Формой существования науки является научное исследование.

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
– это процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

Научные исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные исследования представляют собой получение новых знаний о закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Среди медицинских наук фундаментальные исследования часто выполняются в рамках медико- биологических научных специальностей, таких как «Анатомия человека», «Патологическая физиология», «Фармакология» и др. Примерами фундаментальных исследований могут служить следующие:

 Морфометрическая характеристика почечных канальцев в промежуточном и позднем фетальном периодах пренатального онтогенеза человека;
 Антикоагулянтная активность низкомолекулярных гепаринов, полученных с помощью гидролаз;
 Механизмы реализации регуляторного влияния интерлейкина-2 на апоптоз лимфоцитов крови.
Прикладные исследования связаны с поиском способов применения новых знаний для достижения практических целей, для улучшения качества жизни человека. Среди медицинских наук прикладные исследования характерны для всех специальностей клинической медицины («Кардиология», «Педиатрия», «Хирургия» и др.), а также для специальностей профилактической медицины («Гигиена», «Медицина 2 труда», «Общественное здоровье и здравоохранение» и др.). Примерами прикладных исследований в медицинской науке могут являться:
 Лекарственно-индуцированные поражения печени у больных туберкулезом легких: оптимизация лечения и профилактики;
 Нарушение минеральной плотности костной ткани и ее медикаментозная коррекция у больных хроническим панкреатитом;
 Социальная практика медицинского сопровождения лиц с нарушениями психического здоровья.
Научное исследование должно характеризоваться научной новизной.
Научная новизна предполагает, что в исследовании что-либо выполнено автором впервые – впервые применен тот или иной метод, впервые получены те или иные результаты и т.д. Существует три уровня научной новизны исследования:

1-й уровень. Преобразование известной информации, коренное ее изменение.
Пример. Длительное время считалось, что гастриты и язвенная болезнь желудка развиваются в результате обменных нарушений в слизистой, проблем кровоснабжения и иннервации стенки желудка. Роль микроорганизмов в развитии этих заболеваний категорически отвергалась вследствие распространённого в то время убеждения, что никакой микроорганизм не в состоянии выжить в кислой среде желудка. И только в давших столетиях многочисленные исследования убедительно продемонстрировали высокую роль протеобактерии Helicobacter pilory в развитии гастритов, дуоденитов, язвенной болезни желудка и язвенной болезни двенадцатиперстной кишки.
2-й уровень. Расширение и дополнение известной информации без изменения ее сути.
Пример. Известно, что клиническая картина острого аппендицита, а также хирургическая тактика при этом заболевании часто определяется вариантом расположения червеобразного отростка в брюшной полости. Были выполнены исследования, показавшие, что конституциональные особенности пациента могут помочь врачу еще до выполнения операции спрогнозировать расположение аппендикса и выбрать наилучшие способы выполнения хирургического вмешательства.
3-й уровень. Уточнение, конкретизация известной информации, распространение известной информации на другие объекты.
Пример: К настоящему времени разработано множество методик изучения различных неблагоприятных производственных факторов и их влияния на здоровье работников. Эти методики находят широкое применение в медицинской науке. Выполнено множество исследований, позволяющих изучить профессиональные заболевания и факторы риска их развития у работников самых разных отраслей – текстильной промышленности, машиностроения, горнорудного производства, угледобывающей 3 промышленности, рыболовства, строительства, медицины, животноводства и пр.

Научное исследование, особенно прикладное, должно иметь практическую значимость, т.е. его результаты должны принести какую-то реальную пользу организациям, отраслям, обществу. Практическая значимость медицинского научного исследования может проявляться, например, в следующем:

1) Усовершенствованы системы, методы и средства медицинской деятельности (т.е. разработаны новые способы профилактики, диагностики и лечения заболеваний)
2) Широкая медицинская общественность проинформирована о полученных в исследовании результатах путем их публикации (в монографиях, научных статьях, информационных письмах и пр.), а также с помощью докладов на научных конференциях.
3) Результаты научного исследования включены в учебные материалы для студентов медицинских вузов и колледжей.
4) Результаты научного исследования использованы при подготовке государственных программ здравоохранения и нормативных документов (федеральных законов, приказов Министерства здравоохранения и др.)

Научное исследование выполняется в соответствии с определенным алгоритмом и представляет собой прохождение ряда этапов. Для начала просто перечислим их:
1. Подготовительный этап
2. Организационный этап
3. Сбор статистического материала
4. Обработка статистического материала
5. Анализ статистического материала
6. Формулирование выводов и предложений
7. Оформление результатов научного исследования

Теперь рассмотрим каждый этап подробно.
 
Последнее редактирование:

kio awe♡

Пользователь
Сообщения
1,937
Реакции
3,539
Баллы
360
1-й этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Образно можно пояснить, что данный этап представляет собой поиск ответа на вопрос «Что будет изучаться?». Далее рассмотрим, какие работы включает этот этап.
1) Выбор темы исследования и формулирование названия
От выбора темы во многом зависит успех всей дальнейшей научноисследовательской работы. Число возможных научных тем бесконечно, однако не все они могут оказаться реально доступными и выполнимыми (например, в настоящее время может быть еще не разработана эффективная методика изучения данного объекта, или же информация об интересующем 4 объекте может быть недоступна исследователю). Важнейшим свойством темы является ее актуальность, т.е. востребованность современным обществом, способность принести пользу, удовлетворить научные, социальные, технические, экономические потребности общества. Желательно также, чтобы тема была связана с изучением очень узкого и конкретного научного вопроса. Если тема будет охватывать слишком широкий круг проблем, то исследователь рискует изучить заинтересовавший его объект очень поверхностно, что снизит качество научной работы. Название научного исследования является точной формулировкой его темы. Примеры названий фундаментальных и прикладных диссертационных исследований вы видели выше:

 Факторы риска возникновения психических нарушений у сирот в подростковом возрасте
 Распространенность вредных привычек среди больных холециститом
 Генетические факторы развития преэклампсии
Научное исследование начинается именно с выбора темы, однако окончательный вариант формулировки названия обычно определяется только к концу подготовительного этапа (а иногда и еще позднее).
2) Определение объекта и предмета исследования
Чтобы сформулировать тему научной работы необходимо четко определить объект и предмет исследования. Объект исследования – это система, явление, процесс, избранные для изучения. Любой объект сложен и многогранен. Изучить его полностью, целиком, досконально, всесторонне не представляется возможным. Поэтому исследователь должен кроме объекта определить еще и предмет исследования, т.е. ту сторону, тот аспект, свойства, особенности изучаемого объекта. Например, в качестве объекта исследования избраны студенты медицинского вуза. А что именно в студентах-медиках будет интересовать исследователя? Возможными предметами исследования могут быть:

 Здоровье граждан
 Удовлетворенность граждан,
 Успеваемость граждан,
 Вредные привычки граждан,
 Режим и качество питания граждан,
 Карьерные устремления граждан и пр. (перечень возможных предметов исследования будет огромным).
Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное. Между объектом и предметом нет принципиальных различий: то, что выступает предметом в одном исследовании, в другом, более углубленном, может стать объектом. Именно предмет исследования определяет его тему.
3) Формулирование цели и задач исследования
Цель исследования
отражает то основное, что планирует сделать исследователь, тот конечный результат, к которому он стремится. Цель должна быть сформулирована кратко, максимально четко и понятно. У научного исследования может быть только одна цель.
Задачи исследования – это «ступеньки» к цели, то есть частные проблемы, которые необходимо последовательно решить, чтобы достичь цели. Между целью и задачами исследования нет принципиальных различий: цель конкретизируется и развивается в задачах. Исследователь формулирует несколько задач. Каждая поставленная задача обязательно должна найти отражение в одном или нескольких выводах. Задачи, как и цель, должны быть сформулированы кратко и четко. Формулировки цели и задач представляют в форме поручения и начинают с таких слов как «изучить», «разработать», «установить», «выявить», «определить», «обосновать», «проверить» и пр.
вГМА
4) Формулирование научной гипотезы
Гипотеза
– это научное предположение, которое нуждается в проверке. Все научное исследование по сути и является работой по проверке выдвинутой гипотезы. Схематичными примерами научных гипотез могут служить, например, следующие:
Питание большинства студентов медицинского вуза является несбалансированным

Здоровье граждан за период работы ухудшается
 Здоровье детей, родившихся в зарегистрированном браке, лучше здоровья детей, родившихся вне брака
 Злоупотребление алкоголем является фактором риска развития злокачественных опухолей системы крови
 Применение узкополосной средневолновой фототерапии более эффективно для лечения тяжелых распространенных форм псориаза по сравнению со стандартными способами лечения этого заболевания
 Средняя продолжительность жизни населения Республики коррелирует с макроэкономическими показателями этой страны
5) Изучение литературы по теме научного исследования
На протяжении всего первого этапа работы исследователь изучает литературу по выбранной теме. Это необходимо делать для того, чтобы:

 Получить представление об изучаемой научной проблеме,
 Оценить актуальность запланированного исследования,
 Четко сформулировать цель и задачи исследования,
 Сформулировать рабочую гипотезу,  выбрать адекватную методику исследования.
 

kio awe♡

Пользователь
Сообщения
1,937
Реакции
3,539
Баллы
360
2-й этап. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Если подготовительный этап предназначен для четкого уяснения того, что будет изучаться, то организационный этап должен сформировать у исследователя представление о том, как это будет изучаться. Организационный этап предполагает разработку программы и рабочего плана исследования. Рассмотрим, какая деятельность при этом осуществляется.
I. Программа исследования
1) Определение единицы наблюдения (единицы исследования)
Прежде всего, исследователю нужно уяснить, из кого будет состоять изучаемая им статистическая совокупность. Единица наблюдения должна быть определена максимально четко и недвусмысленно. От этого будет зависеть дальнейшее построение исследования. Примерами единиц наблюдения могут служить:
 Больной сахарным диабетом,
 Больной сахарным диабетом II типа,
 Пациент с сахарным диабетом II типа,
 Пациент с сахарным диабетом II типа, получающий стационарную медицинскую помощь.
Четкое определение единицы наблюдения позволит исследователю правильно выполнить сбор статистических данных. В выше указанных примерах от пункта к пункту происходит всё большая и большая конкретизация единицы наблюдения. В первом случае нужно будет собирать статистические данные относительно любых больных сахарным диабетом, причем делать это можно будет и в стационаре, и в поликлинике, и на дому у больного. А вот в последнем случае надо будет собирать сведения только о больных инсулиннезависимым сахарным диабетом (не включая в исследование больных с диабетом  типа), только о тех больных, кто получает медицинскую помощь (именно они называются словом «пациенты»), причем помощь только в условиях круглосуточного стационара.
2) Определение критериев включения в исследование
Критерии включения в исследование – это свойства, которые нужны для максимально четкого описания изучаемой популяции (генеральной совокупности). Эти свойства призваны помочь исследователю сформировать максимально однородную группу, соответствующую целям исследования. 7 Критерии включения должны присутствовать у всех единиц изучаемой совокупности. Продолжая предыдущий пример, предположим, что для исследователя важны следующие критерии включения испытуемых в выборку:
 сахарный диабет II типа (инсулиннезависимый),
 возраст пациента – 45 лет и старше,
 стаж заболевания – три года и более,
 получение стационарной медицинской помощи в крупном многопрофильном медицинском учреждении.
3) Определение критериев исключения из исследования
Критерии исключения – это свойства, которые не позволяют включить данную единицу в изучаемую совокупность, хотя по критериям включения она подходит. Необходимость исключения из исследования отдельных единиц обусловлена следующими причинами:
• Необходимость предотвратить появление у испытуемых проблем, связанных со здоровьем. При этом обычно исключают людей, имеющих такие сопутствующие заболевания, на которые может негативно повлиять изучаемое медицинское вмешательство.
• Необходимость исключить из исследования нетипичные для генеральной совокупности единицы, которые могут несколько исказить результаты исследования. Продолжая предыдущий пример, предположим, что исследователь определил следующие критерии исключения:

 Сахарный диабет с ожирением,
 Сахарный диабет, связанный с недостаточностью питания.
4) Определение объема наблюдения
Исследователю нужно решить, сколько единиц наблюдения ему потребуется для получения статистически достоверных сведений. Дело в том, что чем меньше единиц в изучаемой совокупности, тем менее надежными будут выводы, а если предполагается сравнение нескольких совокупностей, то тем труднее будет обнаружить различие сравниваемых групп. Однако исследователю не нужно впадать и в другую крайность – формировать совокупность огромного размера. Изучение очень большой группы отнимет много времени, сил и средств, но далеко не всегда даст повышенную точность результатов. Существуют методики, которые позволяют, заранее задав некоторые исходные требования по точности исследования, еще до сбора статистического материала определить минимально необходимый объем наблюдения. Следует также отметить, что многие специалисты относят работу по определению объема наблюдения не к программе, а к плану научного исследования.
5)Определение или разработка учетного документа
Далее исследователь определяет наиболее удобную для него форму документа, куда будут занесены значения учитываемых признаков по каждой единице наблюдения. Часто исследователи используют данные из документов официальной медицинской статистики (первичных или вторичных). Если же официальная медицинская статистика не собирает 9 сведения, необходимые исследователю, то он разрабатывает нужную ему форму документа самостоятельно.
 
Последнее редактирование:

kio awe♡

Пользователь
Сообщения
1,937
Реакции
3,539
Баллы
360
3-й этап. СБОР СТАТИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Способам сбора статистического материала будет посвящено отдельное занятие в рамках данной учебной дисциплины.
Здесь же просто назовем основные способы:
1) Наблюдение

Наблюдение предполагает, что исследователь сам является очевидцем того, что происходит с интересующим его объектом. Исследовательнаблюдатель либо непосредственно пользуется своими органами чувств (зрение, слух), либо применяет технические приспособления (электрокардиограф, компьютерный томограф, микроскоп и др.) Наблюдение позволяет получить наиболее верные, надежные, доказательные данные.
2) Документальный способ
Исследователь сам не является свидетелем событий, происходивших с изучаемыми им единицами. Свидетелями были другие специалисты, которые и оформили соответствующие документы медицинского статистического учета. Исследователь получает сведения об изучаемом объекте из этих документов. В соответствии с программой своего исследования он может использовать в своей научной работе либо полностью все сведения, 12 указанные в нужном ему документе, либо только необходимую ему часть этих сведений (такая работа называется «выкопировка»). Данные, полученные документальным способом, считаются менее надежными и доказательными, чем те, что получены способом наблюдения.
3) Опрос
С помощью опроса исследователь получает сведения о фактах из жизни испытуемых. Опрос может быть как устным (интервьюирование), так и письменным (анкетирование). Данные, полученные путем опроса, часто имеют выраженную субъективную составляющую и являются наименее надежными и доказательными.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху