Дипломная работа|Республика|German Diense

German_Diense

Я Чеченец ¤ меня звать Алан.
Пользователь
Сообщения
31
Симпатии
6
Сервер
Sapphire
#1
  • Содержание

    Введение

    1. Форма правления. Понятие. Виды

    1.1 Монархия

    1.2 Республиканская форма правления: понятие и признаки

    1.3 История возникновения республиканской формы правления

    2. Виды республиканской формы правления

    2.1 Президентская республика

    2.2 Парламентская республика

    2.3 Смешанная республика

    2.3.1 Россия как смешанная республика

    2.4 Другие виды республиканской формы правления

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Для написания курсовой работы, я выбрала тему “Республика как форма правления”, но прежде чем приступить к расмотрению данной темы, следует дать понятие формы правления.

    Форма правления - элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества. Все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

    Предметом моего изучения является такая форма правления как республика. Эта тема актуальна и важна потому, что дает возможность понять как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия и т. д. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране - эти вопросы являются актуальными сегодня.

    Основными целями данной работы являются углубленное изучение республиканской формы правления, выявление ее особеннностей.
    6Rgy5ZTIl6M.jpg 1. Форма правления. Понятие. Виды
    1.1 Монархия

    Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству. Монарх осуществляет свою власть пожизненно.

    Признаки монархии:

    · единоличный характер власти;

    · власть передается по наследству;

    · пожизненное осуществление властных полномочий;

    · не зависит от воли населения;

    · юридическая безответственность монарха за принимаемые решения.

    Монархии различаются в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют:

    1. абсолютные монархии;

    2. ограниченные или конституционные монархии, которые, в свою очередь, подразделяются на:

    - дуалистические;

    - парламентские.

    1.2 Республиканская форма правления: понятие и признаки

    Республика(лат. res publica, «общее дело») — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

    Общими признаками республиканской формы правления являются:

    · существование единоличного и коллегиального главы государства;

    · выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

    · принадлежностью власти народу, от имени и по поручению которого действуют созданные органы государственной власти;

    · юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

    · обязательность решений верховной государственной власти.

    1.3 История возникновения республиканской формы правления

    Республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире, примером тому могут служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики и т.д. Рабовладельческая аристократическая республика существовала в Риме в период с VI по I в. до н.э. Органами государственной власти формально считались народные собрания, правомочные принимать решения, имеющие юридическую силу. Однако эти собрания не обладали правом законодательной инициативы, а могли лишь принимать или

  • отклонять предложения магистратов (должностных лиц, избираемых из класса рабовладельцев). Афинская демократическая республика отличалась тем, что в формировании ее высших государственных органов (таких как Народное собрание и Совет пятисот) принимали участие не только представители господствующего класса рабовладельцев, но и свободные граждане. Помимо этого, в Афинах сложились также демократические принципы замещения должностей: выборность, подотчетность, сменяемость. Порядок формирования и деятельности государственных органов, несомненно, свидетельствует о демократизме Афинского государства, однако это был весьма ограниченный, узкоклассовый демократизм, ведь от участия в общественно - политической жизни он полностью исключал женщин, граждан до 20 летнего возраста, бывших рабов-вольноотпущенников и др.

    В эпоху феодализма республиканская форма правления возникала в средневековых городах, имеющих право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек). Высшими органами власти в этих торгово-промышленных республиках были городские советы, в состав которых входили в основном представители городской знати (духовенство, купцы, зажиточные ремесленники, помещики - феодалы). Они имели важнейшие рычаги власти и управления, ведали всеми делами - военными, торговыми, ремесленными и др. Примером средневекового города-республики на Руси является Новгород, имевший вече-собрание всех свободных граждан, на которых обсуждались и решались многие вопросы организации внутренней жизни и деятельности всего города. Но решающее слово в управлении государственными делами неизменно принадлежало советам феодальной аристократии.

    До XIV- XVIII веков институты демократии были еще не развиты, а отношения, сложившиеся в республиках тех времен (рабовладельческие ) и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, «свободы, равенства, братства».

    Республиканская форма правления установилась во Франции с принятием Конституции 1875 года. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

    Несмотря на то, что республика считается наиболее демократической формой правления, в истории существовали извращенные ее формы, характеризующиеся нелегитимностью власти. Так, Гитлер в Германии в 1933 году, Ж. Мобуту в Заире (тогда - Конго) в 1960 году, "черные полковники" в Греции в 1967 году, А.Пиночет в Чили в 1973 году - все они совершили государственный переворот, поставив во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно — президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов (хунту). Форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть извращается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий — словом, когда узурпирует власть.

    В настоящее время во всем мире республиканская форма правления становится все более характерной, приемлемой формой правления в современной мировой цивилизации.
    0CwwzpJ6Kgw.jpg 2. Виды республиканской формы правления
    Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется

  • государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий. По этому принципу выделяются три основные разновидности республики:

    - парламентская республика, где власть в большинстве сосредоточена в парламенте. Парламент формирует правительство, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии;

    - президентская республика, где президент координирует отношения между ветвями власти и верховным главнокомандующим, представляет страну в международной политике, формирует правительство, вносит законопроекты в парламент;

    - смешанная республика (полупрезидентская);

    - другие виды республик.

    2.1 Президентская республика

    Президентская республика - это одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

    Наиболее характерные черты президентской республики:

    - президент избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь);

    - президент формирует правительство при определённом парламентском контроле;

    - президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти;

    - ответственность правительства перед президентом. Парламент не может выразить недоверие правительству;

    - президент вправе отправить правительство в отставку, а также освободить от должности отдельных министров;

    - президент, являясь самой сильной фигурой в государственном механизме, наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, назначает членов Верховного суда.

    Соединенные Штаты Америки - классическая президентская республика. Также странами с президентской республикой относят большинство стран Латинской Америки и Африки.

    Рассматривая президентскую республику как одну из форм государственного правления можно выявить ряд достоинств:

    во-первых, она в принципе создает особенно благоприятные условия и предпосылки для реализации принципа разделения властей;

    во-вторых, всенародно избранный президент олицетворяет единство страны, выступает символом единства нации и т.д.;

    в-третьих, эта форма позволяет сосредоточить высшую управленческую власть в одних руках, что особенно важно в условиях быстрого решения серьезных общенациональных проблем и необходимости концентрации сил на переходных, кризисных и иных особых этапах развития страны.

    Вместе с тем, нельзя не учитывать, что в рамках президентской республики возрастает опасность противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти, особенно когда, как это нередко бывает на практике, избранный народом президент представляет одну партию, а большинство депутатов парламента принадлежат к другой партии или блоку партий.

    Президентская республика является довольно гибкой формой правления, поэтому она получила достаточное распространение.

    2.2 Парламентская республика

    Парламентская(парламентарная) республика — это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и формировании ее органов принадлежит парламенту - как высшему органу представительной и законодательной власти.

    Основные черты, присущие парламентской республике:

    - президент избирается на заседании парламента;

    - правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии;

    - ответсвенность правительства перед парламентом. Парламент может выразить недоверие правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства;

    - существует пост премьер-министра.

    Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Венгрии, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. (например, в Индии, ФРГ, Италии и др.). Но даже в тех случаях, когда в таких

  • республиках президент избирается не парламентом, а непосредственно народом (например, в Ирландии, Болгарии, Финляндии и др.), его полномочия оказываются весьма ограниченными. Он, как правило, отдален от текущих политических процессов и не осуществляет реального правления в стране. В отличие от ситуации в президентских республиках, он не является главой правительства, исполнительной власти. Вся исполнительная власть практически осуществляется правительством и его главой. Даже если за президентом такой республики формально закрепляются более или менее широкие полномочия, они осуществляются по инициативе правительства. Так, в парламентской республике формально президент обычно назначает и увольняет правительство. Но, в отличие от президентской республики, где президент делает это действительно самостоятельно, здесь он фактически не свободен в своем выборе и вынужден обычно назначать премьер-министром того, кто пользуется поддержкой парламентского большинства, а министрами тех, кого представляет премьер, получивший вотум доверия от большинства парламента. В таких республиках именно парламент, как правило, его нижняя палата, фактически назначает и увольняет правительство и министров. Акты, издаваемые президентом в парламентской республике, как правило, получают юридическую силу и подлежат исполнению только тогда, когда они скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра. При этом сами эти акты обычно издаются на основании решений, принятых парламентом, правительством или отдельными министрами. Президент в парламентской республике назначает референдум, но на основе решения парламента и в соответствии с законом, принятым парламентом.

    География парламентарных республик довольно широка. Такими республиками только в Европе являются Италия, Греция, Португалия, Австрия, Финляндия, Венгрия, Болгария, Ирландия, Чехия, Словакия, Украина, Эстония, Молдова и др.; в Азии — Индия и Турция и многие другие. Немало таких республик и среди африканских и латиноамериканских стран.

    Парламентская республика обладает своими достоинствами. По сравнению с президентскими республиками, она по своему характеру и принципам организации и функционирования серьезно суживает возможность возникновения противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти, отдавая явный приоритет последней. Одержав победу на парламентских выборах, особенно в случае завоевания абсолютного большинства от общего числа мест в парламенте, та или иная партия или блок партий получает возможность из своих рядов и избирать президента, и сформировать однопартийное, одноблоковое, однородное правительство, которому гарантирована поддержка парламента, что не может не сказаться серьезно на стабильности власти. Но, с другой стороны, поскольку одной партии чаще всего не удается завоевать абсолютного большинства мест в парламенте, а межпартийные блоки далеко не всегда бывают надежными и прочными, поэтому в таких условиях приходится идти на создание коалиционных правительств, отражающих интересы различных парламентских фракций, это в свою очередь может создавать возможность серьезной нестабильности в осуществлении исполнительной власти при данной форме государственного правления.

    2.3 Смешанная республика

    Наряду с традиционными видами республик (парламентской и президентской) путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: "чистых" форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой — возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках.

    Наглядным

  • примером смешанной (полупрезидентской, полупарламентской) республики могут сегодня служить соответствующие государственные формы во Франции и в Польше.

    Некоторые ученые возражают против выделения в особую форму правления смешанную, полупрезидентскую, полупарламентарную республику, считая, что необходимо сохранить лишь старое, традиционное деление республик на президентские и парламентские. Но их аргументы не представляются убедительными. Бесспорно, классификация республик на президентские и парламентские является основной и исходной. В этом отношении выделение смешанной формы правления является, несомненно, производным. Не вызывает возражения и тезис о том, что президентские республики сегодня нередко включают в себя в какой-то мере элементы парламентаризма, а парламентарные республики — более пли менее существенные черты президентского правления. В чистом виде, как ту, так и другую форму в современном мире действительно не так уж просто обнаружить.

    В целом создание смешанных и "гибридных" форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях не сформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

    Вместе с тем, такой процесс имеет и свои минусы:

    во-первых, нарушается присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в "отработанных" формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентарной республике. Происходит смешение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности;

    во-вторых, возрастание роли парламента в президентской (полу президентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства — часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.

    2.3.1 Россия как смешанная республика

    Согласно статье 1 Конституции Российской федерации, РФ имеет республиканскую форму правления, но какую именно, не уточняется. Конституция Российской Федерации 1993 г. ( принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) С одной стороны, Президент избирается всеобщим голосованием, располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, а с другой — наряду с Президентом действует Правительство во главе с Председателем, в определенной мере ответственное перед парламентом. На практике элементы парламентаризма сведены к минимуму: ответственность Правительства перед Государственной Думой крайне ограничена и затруднена, Думе очень сложно добиться и увольнения Правительства в целом, не говоря уже об увольнении отдельных министров, что на практике именно Президент возглавляет всю систему исполнительной власти.

    И все-таки, на мой взгляд, РФ следует отнести к смешанной республике, а точнее, к полупрезидентской республикой с доминирующим положением президента в системе властей.

    2.4 Другие виды республиканской формы правления

    Вследствие особой роли главы государства, концентрации в его руках больших полномочий, отдельные страны Латинской Америки получили название суперпрезидентских республик. Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью, президентская власть. Это особый конгломерат традиционной формы

  • правления с полудиктаторским управлением: президент единолично избирает министров,издает указы, имеющие силу закона и т.д. Примерами таких стран являются Колумбия, Мексика.

    В современном мире существуют республики, которым свойствен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. В отличие от суперпрезидентских республик, в конституциях которых предусматривается периодическое переизбрание главы государства, в президентско-монократических республиках существовали пожизненные президенты, "руководители государства".Начало этому явлению было положено, видимо, в Индонезии (президент Сукарно), затем последовала социалистическая Югославия. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркое на Филиппинах (в 1986 г. он, все-таки провел выборы, где потерпел поражение). В 60--80-х годах пожизненными президентами провозгласили себя главы государств в Малави, Уганде, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах. Впоследствии почти все они были свергнуты в результате военных переворотов. Ныне осталось лишь два пожизненных президента — в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником.

    Еще один вид республики - Советская. Данная форма правления применяется только в «социалистических» странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть максимально удаленный от демократического. Главным признаком данного вида республики является верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под иными наименованиями - все остальные государственные органы формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними или подотчетны им. Разделение властей даже теоретически не признается; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа, воплощенной в советах. Куба, КНР, Северная Корея - примеры современных социалистических стран.

    Особая форма республики — теократическая республика, где правит мусульманское духовенство, — существует в Иране. В этой стране в соответствии с конституцией 1979 г. имеются избранные президент и парламент, но главную роль играет руководитель государства (Рахбар). Этот пост создан с учетом традиций мусульманского фундаментализма и во многом напоминает организацию власти в идеальном мусульманском государстве — халифате. Пост Руководителя государства принадлежит высшему духовному лицу, которое подбирается мусульманским Советом экспертов. В случае вакансии Совет экспертов подбирает другое лицо на этот пост, руководствуясь прежде всего религиозными качествами кандидата, или составляет коллегиальный орган, выполняющий обязанности Руководителя государства.

    республика правление монархия парламентский

    Заключение

    Форма правления (важнейшая составляющая формы государства) - это организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы взаимоотношения между собой. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в обществе. Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателем. Эта форма правления сложилась еще в Древнем мире, где были сформированы ее демократические принципы. С тех пор республика видоизменялась, приобретала различные формы реализации. Классическое разделение республики на виды - президентская и парламентская. Президентская республика - это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Функции главы государства и правительства выполняет чаще всего президент. В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, правительство несет ответственность перед ним. Президент - глава государства, но не глава правительства. Парламентская и президентская республики не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Для устранения этих и некоторых иных

  • негативных проявлений создаются смешанные формы правления.

    По моему мнению, республика является наиболее приемлемой формой правления, так как вследствие коллективного принятия решений и разделения властей, она обеспечивает свободу личности, соотношение с правами и свободами других людей.
  • sPuejc_NTnk.jpg
 

Ꮅasquino Caffreɣ ®

~There is no turning back~
Пользователь
Сообщения
460
Симпатии
303
Сервер
Sapphire
#2
От Ректора Высшего Университета РС Сапфир - Pasquino Caffrey
Кому: Студенту РС Сапфир - Germany Diense

Ваш дипломная работа было проверена и одобрена, оценка 8 из 10.