Дипломная работа | Государственный суверенитет | Автор: Matias Madrazo

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

matias madrazo

cv09
Пользователь
Сообщения
191
Симпатии
85
#1
Дипломная работа на тему “Государственный суверенитет”




Содержание работы:

Введение

Понятие государственного суверенитета

Вывод



Введение



Суверенитет, как сущностный признак государства, выражающий его верховенство и независимость, постоянно находится в центре внимания ученых-правоведов. В современный период теория суверенитета переживает новый этап развития, связанный с постановкой ряда сложных, требующих своего решения проблем. В условиях усиления межгосударственной интеграции, роста влияния международных организаций для каждого из государств все более значимой является задача сохранения и юридической защиты своего суверенитета, поиска его правовых гарантий, которые позволят, с одной стороны, использовать возможности и преимущества глобализации, а с другой – предотвратить такое влияние на собственные экономическую, политическую, правовую системы и традиции, которое может привести к умалению и ущемлению суверенитета страны. Признание в ХХ веке суверенного равенства и уважения суверенитета каждого государства в качестве правовых принципов, выступает, безусловно, базовой гарантией суверенитета, однако одновременно ставит для многих государств проблему наличия лишь формально-юридического суверенитета, не всегда подкрепленного реальным политическим содержанием и надлежащими средствами обеспечения, что делает государство уязвимым. Само понятие государственного суверенитета размывается. Неугодные режимы, страны, которые проводят независимую политику или просто стоят на пути чьих-то интересов, дестабилизируются. В последнее время также приобретает особую остроту проблема исполнения решений Суда по правам человека по вопросам, затрагивающим основы правовой системы государства и его суверенные полномочия – правотворческую компетенцию в области регулирования и защиты прав человека, самостоятельность определения порядка исполнения решений Суда, высшую юридическую силу конституции государства. В связи с этим, современный этап развития теории суверенитета связан, прежде всего, с переосмыслением сущности суверенитета, разнообразием правовых форм его закрепления и юридических средств обеспечения. Выбор наиболее приемлемых вариантов правового выражения государственного суверенитета, установления его юридических гарантий, реализации народовластия как одного из важнейших факторов внутренней устойчивости государства представляется исключительно актуальным для юридической науки и практики государственного строительства.


Сущность и понятия государственного суверенитета



Государственный суверенитет в системе современного международного права В современной сложной международной политической обстановке, характеризующейся ярко выраженным ценностным и политическим противостоянием между ведущими странами, в аргументации представителей противоборствующих сил постоянно употребляются отсылки к нормам международного права и декларации об уважении государственного суверенитета тех или иных государств. Парадокс заключается в том, что политики и государственные деятели стран предпочитают истолковывать соответствующие нормы международного права, в том числе международно-правовой статус отдельных государств, а также понятие и признаки государственного суверенитета, подчас прямо противоположным образом, чем политики, юристы и дипломаты нашей страны. Такой правовой релятивизм ни в коем случае не может быть нормальным положением вещей. Дело в том, что любое право как идейное и нравственное начало самой природы человека, основной функцией которого является регулирование общественных отношений, принципиально не может быть по своей сущности неким релятивистским феноменом, то есть не может выражать относительность и условность своего содержания. Признаками любого права, в том числе и международного, являются нормативность, общеобязательность и системность, что прямо противоречит любому релятивистскому пониманию права. Международное публичное право (чаще просто называемое международным правом) является особой правовой системой, отличной от системы внутригосударственного права. Это отличие состоит в том, что международное право с точки зрения какого-либо конкретного государства регулирует правоотношения данного государства с иностранными государствами как с равноправными субъектами и содержит в себе все правовые нормы, регулирующие данные правоотношения. Отсюда вытекают особенности международного права как особой системы права, в том числе его сильные и слабые стороны по сравнению с внутригосударственным правом. Так, его слабой стороной является отсутствие единых и универсальных форм, а также компетентных органов, призванных обеспечить реализацию международно-правовых норм в поведении всех субъектов международного права. Очевидной слабостью выглядит и отсутствие признаваемых всеми субъектами международного права международных органов правового контроля, в компетенцию которых входило бы общеобязательное толкование международно-правовых норм и оценка их непротиворечивости и совместимости друг с другом. Кроме того международное право содержит в себе правовые нормы, относящиеся к внешнеполитическим отношениям государств друг с другом, что де-факто не позволяет элиминировать политическую составляющую в международно-правовых отношениях – как государств между собой, так и международных политических и судебных органов с отдельными государствами. Понятие «суверенитет» применительно к государству сформировалось в конце средних веков, когда шла борьба за отделение государственной власти от власти церкви. Суверенитет рассматривался как неотъемлемое свойство государства монопольно и свободно решать все свои дела как внутри страны, так и на международной арене. Буквально – «суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховенство, верховная власть. Государство, обладающее суверенитетом, имеет возможность полноправно и самостоятельно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). Суверенитет часто используется не как научное, а как идеологическое или даже публицистическое определение. Понятие «Суверенитет» возникло как определенная характеристика, атрибут государства. Тема суверенитета раскрыта довольно полно в научных трудах ряда авторов и представляет значительный интерес для изучения. Впервые в истории политико-правовой мысли Ж. Боден сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства. По его мнению, суверенитет - это всеобщая, абсолютная и постоянная власть над гражданами и подданными в политическом сообществе. «Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы». Обоснованное Ж. Боденом понятие суверенитета сохраняет актуальность и в настоящее время. Существует множество подходов к определению понятия «суверенитет». Так, И.А. Умнова указывает, что суверенитет представляет собой «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права». Ученый Г .А. Василевич определяет суверенитет как важнейшее, основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Заслуживает внимания и позиция известного правоведа.Д.М. Демичева, которая состоит в том, что суверенитет выражается в возможности и права нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в экономической, политической и социально-правовой сфере. Современный словарь дает трактовку термина «государственный суверенитет», как «способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами». Большая советская энциклопедия определяет суверенитет как «верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства». Первое, что мы видим по мемуарным источникам, – такой термин как «суверенитет», «суверенность» в привычной нам современной интерпретации в XIX веке фактически не применяется. Несмотря на то, что происхождение понятия восходит к XVI веку, нам знакома интерпретация века ХХ. В наше время вопрос суверенности и суверенитета различных стран стал более актуальным, в XIX веке мы можем наблюдать иной подход, иную точку отсчета понятий независимости и автономности государств. Различные государства же вопрос суверенитета в применении к своей территориальной и политической независимости не рассматривала вовсе, а апеллировала лишь к установленным «международным обязательствам» в применении к иным государствам. Сам же термин «суверенитет» того времени больше относится к суверенитету личности или отдельного класса, чем к государственности. «Демократия признает суверенным и самодержавным народ, но народа она не знает, в демократиях нет народа. … Социализм утверждает не формальный суверенитет народа, нации, а материальный суверенитет избранного класса, воля которого обладает особенными качествами. Суверенитет пролетариата противополагается суверенитету народа. Пролетариат и есть истинный народ. Но суверенитет принадлежит не пролетариату как факту, а пролетариату как «идее». Социализм в принципе отрицает суверенитет народа, свободное изъявление воли народа и право каждого гражданина участвовать в этом волеизъявлении. В этом он существенно противоположен демократии. …Суверенитет принадлежит не народу, не пролетариату, а Богу, т.е. самой Истине, самой Правде. И Божьей, а не своей воли нужно искать в жизни общества, в жизни государства». «Никакой суверенитет земной власти не может быть непримирим с христианством: ни суверенитет монарха, ни суверенитет народа, ни суверенитет класса. Единственный примиримый с христианством принцип есть утверждение неотъемлемых прав человека. Но с этим неохотно примиряется государство». У Бердяева категория суверенитета означает своего рода самостоятельность по отношению к другой стороне взаимодействия, приоритет, преимущество в отношении этой стороны и некую «избранность». Эта категория не столько подразумевает суверенитет одного государства по отношению к другому, сколько затрагивает сферу свободы личности, взаимоотношения между личностью и государством, а также суверенитет отдельных классов, в частности, пролетариата. В отношении государства Бердяев в одной из своих ранних работ «Царство духа и царство Кесаря», которая выявляет отношение еще XIX века к этому вопросу, высказывается категорично: «Суверенитет не принадлежит никому. Он есть лишь одна из иллюзий объективации. … Функции государства остаются в условиях этого мира. Но государство имеет лишь функциональное и подчиненное значение. То, что нужно отрицать, так это суверенитет государства. Государство всегда имело тенденцию переходить за свои границы». Таким образом, Бердяев выводит понятие суверенитета на более абстрактный философский уровень, не связывая его со взаимоотношениями отдельных государств. То же мы видим и в других источниках второй половины XIX века – этот термин не употребляется в привычном нам значении. В теории государства и права в качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти. Верховенство государственной власти выражается в том, что именно власть определяет всю систему правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Наиболее полным выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.


Вывод

Основным антагонистом концепта государственного суверенитета в современной мировой политике и международном праве является концепт глобализации. Понятие глобализации в современном мире имеет огромное количество аспектов. Это прежде всего экономическая глобализация, под которой подразумевается выходящее за пределы существующих государственных границ объединение мировых рынков и факторов промышленного производства, мощное развитие коммуникационных и информационных систем, либерализация торговли и финансовых услуг. Другим важнейшим аспектом международной глобализации являются общие социальные проблемы современного мира – такие, как защита окружающей среды, функционирование связи и транспорта, межгосударственная миграция населения, борьба с международным терроризмом и т.д. Глобальные экономические и социальные проблемы современного мира оказывают огромное воздействие на работу современного государственного механизма. Новация здесь состоит в том, что государства в наше время для решения указанных проблем всё в меньшей степени зависят от политических решений друг друга, поскольку ни одно из них в одиночку неспособно эффективно решать данные глобальные задачи. Поэтому в функциональном смысле глобализация исходит из факта ослабления способности современных государств в одиночку решать собственные проблемы. Ответ на современные глобальные вызовы со стороны государства многовариантен и неоднозначен. Здесь не может быть одного единственно верного решения. Суверенитет государства означает его право на выбор собственного подхода к решению глобальных проблем современности ради эффективного осуществления своих функций. Современные крупные западные государства пошли в этом отношении по собственному пути – пути политико-правовой глобализации, означающей принципиальное согласие властей данных государств с необходимостью качественно ослабить их государственный суверенитет. Подобное решение исходит из констатации неспособности современных государств решать глобальные задачи. При этом ослабление государственного суверенитета предлагается компенсировать созданием глобальных – то есть не обусловленных территориальной структурой власти и управления. Это означает, с одной стороны, глобальную кооперацию государств под контролем глобальных структур, а с другой стороны, усиливающуюся независимость данных структур от самих государств за счет присвоения ими первичного суверенитета данных государств – иными словами создание так называемого глобального (или мирового) правительства. Концепт мирового правительства – это не пропагандистская страшилка современных политических маргиналов, а совершенно открытая интенция процесса современной политико-правовой глобализации. Глобализация радикально поставила под сомнение значимость государственного суверенитета и даже изменила статус государства как основного субъекта международного права. Территориальный суверенитет государства также стал намного более проницаем. Географические границы государств все более утрачивают свое значение. Глобализация релятивировала государственный суверенитет, существенно ограничив его возможности и полномочия. Современная мир стоит перед важнейшим цивилизационным и ценностным выбором в своей истории: пойдет ли он по нелегкому пути усиления своего государственного суверенитета или же выберет проторенный путь политико-правовой глобализации? Первый вариант означает верность страны своим духовным, политическим, социальным и культурным традициям, в то время как второй вариант предполагает радикальный ценностный разрыв с основами современной цивилизации и копирование богатого западного опыта постепенной ликвидации собственного государственного механизма и замещения его функций современными наднациональными глобальными структурами – предтечами будущего мирового правительства.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.